Общение по телефону: 16 вредных советов для тех, кто ищет работу
Рано или поздно каждый из нас оказывается в ситуации поиска работы. Но вы-то знаете, что лучший кандидат на рынке труда, которого только может найти любая уважающая себя компания, – это Вы. Поэтому главное при поиске работы – сразу показать себя как востребованного, знающего себе цену специалиста, за которого компаниям нужно бороться. Как это сделать?
В наших статьях мы уже говорили о том, как произвести первое впечатление на работодателя своим резюме, как подготовиться к дальнейшему собеседованию. Но чтобы получить приглашение на очное интервью, нужно сначала пройти интервью телефонное. И ваша задача – продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и культуру общения. В этой статье мы приведем основные правила телефонного общения, которых следует придерживаться в период поиска работы. Рассмотрим два варианта развития ситуации:
Вам звонит сотрудник компании,
Инициатором звонка выступаете вы сами.
Ситуация 1. Вам звонит сотрудник компании
С первых минут общения с потенциальным работодателем необходимо продемонстрировать вашу значимость и дать понять собеседнику, что его звонок – один из многих, которые вы принимаете за день, чтобы он не рассчитывал, что вы будете под него подстраиваться.
1. Никогда не здоровайтесь с собеседником. К чему эти условности? Сразу спросите: «А вы кто?» Это продемонстрирует ваш деловой подход к разговору: вы не тратите время зря на ненужные детали.
2. Ни в коем случае не отказывайтесь от продолжения разговора, если вам позвонили в неудобное для вас время (обед, поездка в транспорте, вечеринка и т.д). Эти два занятия вполне можно совместить. Тем более это даст вашему собеседнику ощущение, что его звонок крайне важен для вас, и вы не можете его пропустить.
3. Не запоминайте имя собеседника и ни в коем случае не переспрашивайте его. Всем приятно чувствовать себя «молодым человеком» или «девушкой». Да и зачем куча ненужной информации в голове?
4. Не отвечайте прямо на поставленные вопросы. Ваша задача – рассказать о себе максимум положительной информации. Поэтому старайтесь отвечать как можно более многословно. Например, на вопрос, чем вас привлекла открытая позиция, вы можете сперва рассказать о том, с чего начинался ваш карьерный путь, кем вы уже успели поработать, а потом плавно перейти к предлагаемой позиции и ее преимуществам. Чем больше времени продлится ваш разговор, тем лучше.
5. Не держите при себе ручку и бумагу для записей контактов или другой информации. Ведь вы нужны работодателю – пусть перезвонит или напишет письмо. Эти мелкие листочки всё равно постоянно теряются.
Ситуация 2. Вы звоните работодателю самостоятельно
Теперь посмотрим на телефонный разговор с другой стороны. Вы звоните в компанию, чтобы предложить им себя, такого прекрасного и перспективного потенциального сотрудника. Как правильно заявить о себе и получить приглашение на собеседование?
1. Опять же, здороваться здесь ни к чему, нужно сразу переходить к сути разговора. Достаточно сказать: «Алё! Я по объявлению!» – и ваш собеседник сразу всё поймет.
2. Если вы занимаетесь прямым поиском, то нужно сразу спросить: «Что вы можете мне предложить?» Тут, главное, изначально не говорить, какую позицию вы бы хотели получить. Иначе вам могут ответить, что в этом направлении открытых позиций нет и положить трубку. А если не ограничивать себя сразу одной сферой – вам подробно расскажут обо всех предложениях компании.
3. Не нужно уточнять, удобно ли сотруднику с вами пообщаться. Это его работа – разговаривать с кандидатами и он должен ее выполнять незамедлительно. Что значит – он обедает или находится на встрече? У него рабочий день «с… и до…». Поэтому вы имеете полное право обидеться.
4. Если связь прервалась, но вы успели оставить свои координаты, то не нужно перезванивать. Проверьте, насколько вы заинтересовали работодателя. Он должен перезвонить сам. То же самое относится к ситуации, когда вы пообещали перезвонить в определенное время.
5. И, самое главное, если вы не можете несколько раз дозвониться до какого-то сотрудника, то вы имеете полное право на праведный гнев. Не оставляйте свои координаты, а продолжайте ему звонить, и, когда вас наконец-то соединят, выскажите всё своё негодование.
Общие правила телефонного общения
Следующие правила телефонного общения применимы в обеих описанных ситуациях.
1. Говорите как можно быстрее и неразборчивее. Чем меньше из вашего разговора поймет работодатель, тем больше шансов, что для уточнения данных он пригласит вас на очное интервью, а вот здесь вы уже разойдетесь и покажете себя во всей красе.
2. Обязательно перебивайте собеседника, чтобы продемонстрировать свое знание о компании и работе в ней. Так вы меньше потратите время на уточнение ненужных деталей, которые вам и так известны. Если в ходе разговора у вас возник какой-то вопрос, то вы также можете спокойно перебить собеседника, чтобы задать его. Это же признак вашей заинтересованности! Более того, управлять разговором должны именно вы, чтобы у представителя компании не осталось и тени сомнения в оценке ваших коммуникативных навыков.
3. Если вам необходимо что-то сказать людям, которые в данный момент находятся рядом с вами, не ставьте вызов в режим ожидания. Достаточно прикрыть трубку рукой. Прослушивание однообразной музыки утомляет собеседников, и они начинают нервничать.
4. Если чувствуете (или точно знаете), что на другом конце провода находится человек младше вас или одного с вами возраста, смело переходите на «ты»! Так намного проще общаться. А то «встретятся» два студента – и давай друг другу «выкать». Смешно.
5. Не благодарите за уделенное время – ведь это огромное счастье пообщаться с вами. Это вам должны сказать спасибо, что вы уделили несколько минут и соизволили ответить на вопросы.
6. Чтобы ваше общение стало ближе, покажите собеседнику, что ничто человеческое вам не чуждо, используйте сленговые словечки (вроде «блин», «кароче», «париться», «прикалываться» и т.д.). Так вы снимите напряжение и покажете собеседнику, что хотя вы суперпрофессионал, вы умеете общаться с «простыми людьми». Язык «падонкофф» поможет вам продемонстрировать, что вы идете в ногу со временем.
P.S. Конечно, приведенные советы иллюстрируют, как не нужно себя вести во время телефонного разговора с работодателем, но в жизни, к сожалению, многие об этом забывают.