Не удивлюсь, если многие наши читатели периодически предаются мечтам о работе в Microsoft, Coca-Cola, Google или в любом другом глобальном гиганте. Все уже наслышаны о соцпакетах, наполненных разными "вкусными" бонусами, красивых офисах и завораживающих карьерных перспективах. Однако оборотная сторона медали есть в любом бизнесе, и о минусах работы в крупных корпорациях имеет смысл задуматься. Лучше это сделать до подписания трудового договора.
История из жизни
"…У нас средняя зарплата по рынку, неплохой соцпакет (хорошая медицинская страховка), питание, оплачиваемые больничные, отпуск соответствует ТК. Все хотят с нами работать - кейтеринги, различные агентства и т.п., так как наше громкое имя хорошо ложится в их портфолио. Это позволяет нам выбирать лучшее и диктовать свои условия. У нас интересно проходят праздники. Например, полностью снимается круизный теплоход, концертный зал или пансионат, и программа полностью готовится под нашу компанию - получается действительно весело.
Нашу продукцию продавать значительно легче, чем товар никому не известной марки. К нам охотно идут работать люди, поскольку опыт работы в крупной брендовой компании всегда будет хорошим пунктом в резюме кандидата.
Возможности карьерного роста и роста зарплаты в большой компании действительно выше, так как руководящих позиций в принципе больше, и не в одном, так в другом отделе рано или поздно они освобождаются. Много запускается новых проектов. Конечно, бывают случаи, когда секретари в небольших фирмах через год работы становятся коммерческими директорами, но ведь все понимают истинный масштаб такого руководителя… В больших организациях рост более адекватный, и подкреплен он обычно таким опытом, после которого человека на рынке труда просто рвут на части.
Минусы работы. Бюрократия: для принятия решений бывает необходимо получить множество согласований, каждое из которых занимает уйму времени.
Я работала и в маленьких компаниях. Там душевнее, все работают "одной семьей", но многое зависит от отношений с руководителем: если они хорошие - будешь чувствовать себя как дома, если не сложились - никто тебя не защитит и останется только увольняться. В большой компании в этом плане все живут по единым правилам, меньше индивидуального подхода, но если нет понимания с руководством, нередко можно просто перейти в другое подразделение.
Многие у нас устают от бесконечной суеты и масштаба задач и уходят в маленькие компании, но после привычного ритма работы людям там быстро становится скучно. Они пытаются вернуться или ищут другую компанию, но уже обязательно крупную…".
Плюсы:
Стабильность. Работая в крупной компании, вы уверены в завтрашнем дне: компания не обанкротится и не развалится в один день. Такие факторы, как многолетняя история, мощный бренд, большие бюджеты и глобальное развитие компании, формируют у ее сотрудников чувство сопричастности и защищенности
Четкая система грейдов. То есть существует устоявшаяся система карьерного роста каждого сотрудника, а также системы бонусов и льгот.
Возможность стажировки и работы за рубежом.
Хорошее профобучение. Работа в крупной компании дает возможность получать дополнительное образование или повышать квалификацию не только в России, но и за границей.
Поработав в крупной компании с громким именем, вам значительно легче найти себе место в будущем.
Четкая структурированность функций и отделов. Как правило, там всегда понятно, кто и за что отвечает.
Минусы:
Строгие корпоративные нормы и этики. Работая в крупной компании, вы вынуждены принимать те правила игры, которые установлены сверху, причем, скорее всего, в головном офисе глобальной корпорации. Если вас что-то не устраивает, вам покажут на дверь, каким бы ценным сотрудником вы ни были.
С одной стороны, имя компании позволит вам в дальнейшем найти хорошую работу. Но существует и обратная сторона медали: бренд может экономить на зарплате. Вспомните забастовки на заводах Ford, "Хайнекен" и "Рено Логан".
Во многих крупных компаниях предусмотрен системный карьерный рост. 2-3 ступеньки дадутся вам действительно легко. А вот выбиться в ряды топ-менеджеров зачастую просто нереально, в то время как в средней или мелкой компании работник может быть привлечен к более широкому диапазону обязанностей, что приводит к быстрому карьерному росту и достижению управленческих должностей.
Практически нет возможности самостоятельно планировать график своей работы.
В крупной компании человек не личность, а функция. Это одно из самых распространенных мнений о крупных структурах. Часто сотрудник становится определенным функционалом из-за большого количества служащих, отсюда и четкая структура обязанностей, систем оплаты. Все это не позволяет индивидуализировать работника. Большая структура не дает возможности построения персонализированных отношений с коллегами, иногда даже не знаешь, а чем это занимается человек, встретившийся тебе в коридоре. - Тогда появляется ощущение "винтика" в большом механизме, теряется значимость непосредственной деятельности.
Интриги. "Крайней формой "болезней коллектива" больших компаний многие называют корпоративные войны, когда менеджмент компании тратит больше времени на интриги, а не на выполнение своих обязанностей".
Бюрократия. Для утверждения того или иного документа или решения нужно обойти и собрать подписи десятка топов. В то время как в небольшой компании достаточно согласия непосредственного руководителя, которым зачастую для всех является вполне доступный гендиректор. Таким образом, значительно сокращается время принятия решения, и у сотрудников появляется больше возможностей для их реализации.